Многие песни Александра Розенбаума вызывают острые дискуссии по поводу того, что же именно хотел сказать поэт каждой строчкой. Глубокие слова, неоднозначные, непростые мелодии делают его творчество близким к таким гуру, как Высоцкий или Цой. Большинство слушателей и поклонников песен Розенбаума слышат то, что хотят, поэтому их мнения часто расходятся. В этой статье мы попробуем проанализировать, о чем песня «Полем, полем, полем…» или другое ее название «Вещий сон».
Эту песню многие сравнивают с мистическим сказанием, в котором глубокий философский смысл – встреча разных этапов жизни, та сторона жизни, о которой не хочется думать – поражение, утраты, горе. Но слова и мелодия очень сильные, поэтому, у каждого из нас в жизни бывают периоды, когда она очень трогает, позволяя всплакнуть, потосковать о своих горестях, о том, из-за чего туман седины покрывает голову.
Первый куплет рассказывает, какой чудный сон или видение видел певец, как древний, седой старик шел по воде, словно призрак. Конечно, можно буквально понять, что это привидение, символизирующее будущее или прошлое, пока не ясно. Можно предположить, что в песне говориться о том, что жизнь нам посылает знаки, или наше сознание может показывать далекое будущее.
Дальше идет описание того, что вокруг – метели, замерзшее все, только сердце бьется горячо. Это можно воспринять как буквальное описание погоды или решить, что это аллегория – все вокруг чужое и холодное, только ты есть у себя. Здесь впервые говорится о том, что старик может судьбой – одинокой, сгорбленной, но упорно идущей, не смотря на все преграды. Спросить у видения так ли это, страшно, ведь не хочется узнать, что твое будущее совсем не беззаботное.
Припев наталкивает на лирическое настроение, еще больше заставляя замирать, думая о том, от чего седеет голова, болит сердце. Каждый слушатель может подумать о своих утратах. Кто-то вспоминает ушедших родителей, кто-то быстро прошедшую молодость, кому-то песня напомнит о войне (Афганской или другой), погибших друзей, невинных жертв, которые умирали на твоих глазах, в общем, о самом больном и страшном из уголков памяти.
В третьем куплете мы снова слышим об идущем старике. Он не просто седой, он босой, да еще такой замерзлый, что даже снежинки не тают на его плечах. Становится понятно, что будущая жизнь, хотя туманная, но наверняка непростая, тяжелая и долгая.
Потом старик резко смотрит в глаза. От его туманных сонных глаз и злого хохота сердце перестает биться. Резко исчезнув после такой жуткой встречи глазами, старик еще сильнее напугал. Ничего хорошего это уже точно не предвещает. Так хочется радостных надежд, беззаботных деньков, думать, что все будет приятно, хорошо, но понятно, что придется повоевать. Побороться с жизнью, с врагами реальными и условными, доказывая, что живешь под солнцем не зря.
В последнем куплете певец все еще надеется, что увиденное им не вещая судьба, а просто призрак, мираж, который показался сквозь слезы, что это померещилось, если бы не одно – в зеркале на него смотрит тот же седой, усталый, измученный, но все еще живой и боевой старик. Вот так проходит наша жизнь. Пока мы разгадываем знаки, снова и снова переживаем наши утраты, заставляя сердце сжиматься в ледяных оковах, проходит жизнь, тонкой нитью соединяя прошлое и будущее, почти не оставляя времени на настоящее.
Снова дважды идет припев, навевая тоску и позволяя немного перегореть, принимая свой путь, свое долю как что-то уже предрешенное.
Скорее всего, что смысл песни «Полем, полем, полем белым полем дым» намного сложнее. Каждый из нас услышит в этих строчках то, от чего болит его душа. Опыт, в данном случае тяжелый и горький, наложит на стихи свою окраску. Но главное, что мы должны понимать, что нужно жить сейчас, принимая знаки судьбы только как намеки, не нужно горевать, о том, как будет тяжело в будущем, нужно жить сейчас, стараясь в старости не сожалеть о содеянном.
Напишите в комментариях свое предположение, о чём песня «Полем полем полем» Александра Розенбаума и какой Вы находите в ней смысл.
Текст песни «Полем полем полем» Александра Розенбаума
Заплутал, не знаю где,
Чудо чудное глядел.
По холодной по воде, в грязном рубище.
Через реку, через миг,
Брёл, как посуху старик.
Толи в дальнем его лик, толи в будущем.
А замёршая межа, а метели всё кружат,
Я глазами собирал, слышал сердца стук.
Одинока и горба,
Не моя ли шла судьба,
Эх, спросить бы, да губа онемела вдруг.
Полем, полем, полем,
Белым, белым полем дым.
Волос был чеpнее смоли —
Стал седым.
Полем, полем, полем,
Белым, белым полем дым.
Волос был чеpнее смоли —
Стал седым.
А старик всё шёл, как сон.
По пороше босиком,
Толи вдаль за горизонт, толи в глубь земли.
И чернела высота, и снежинки петь устав,
На него ложились там, да не таяли.
Вдруг в звенящей тишине
Обернулся он ко мне.
И мурашки по спине ледяной волной.
На меня смотрел и спал
Кто ты, старче, закричал,
А старик захохотал, сгинув с глаз долой.
Полем, полем, полем,
Белым, белым полем дым.
Волос был чеpнее смоли —
Стал седым.
Полем, полем, полем,
Белым, белым полем дым.
Волос был чеpнее смоли —
Стал седым.
Не поверил бы глазам,
Отписал бы всё слезам.
Всё, что было не со мной померещилось.
Но вот в зеркале друзья.
Вдруг его увидел я.
Видно встреча та моя всё же вещая.
Полем, полем, полем,
Белым, белым полем дым.
Волос был чеpнее смоли —
Стал седым.
Полем, полем, полем,
Белым, белым полем дым.
Волос был чеpнее смоли —
Стал седым.
Полем, полем, полем,
Белым, белым полем дым.
Волос был чеpнее смоли —
Стал седым.
Полем, полем, полем,
Белым, белым полем дым.
Волос был чеpнее смоли —
Стал седым.
Я считаю такой разбор песни упрощенным. Если не считать часть слов случайными, это песня совсем не об этом. Сначала старик идет по воде в рубище, аллюзия на Христа, но идет через реку, через миг — связь нашего мира с миром мертвых, идет явно с той стороны, не с нашей, снежинки на нем не тают, конечно встретив его гг задумывается о главном в жизни, о судьбе и ему очень страшно, поземка и темное высокое небо усиливает эмоции. И далее когда старик смотрит, и как взгляд из вечности и смерти(сна) , психика отгораживается, почудилось, но в зеркале(всязь между мирами, его при смерти загораживают ткан) он опять видит его же, который является им же