Смысл фильма «Зеленый слоник»

«Зеленый Слоник» — российский культовый фильм в жанре «трэш», снятый артхаусным режиссером Светланой Басковой всего за 2 дня. В фильме присутствуют сцены некрофилии, суицида, нецензурная лексика и копрофилия в условиях замкнутого пространства главных героев картины. Не знаю, можно ли понять смысл этого фильма и зачем он вообще был снят, но мы с вами постараемся разобраться и порассуждать.

Надо помнить, период выхода фильма (1999 год) пришелся на начало второй чеченской кампании и развернувшейся в России политической борьбы между олигархами и их личными интересами по разделу страны. Всё это происходило на фоне полного бездействия правоохранительных органов и недоверия к ним со стороны общества. Сквозь призму этих событий и стоит изучать происходящее на экране. Тотальная некомпетентность и разложение армии, государственных силовых структур и общества возможно и есть основная глубинная идея данного фильма. Режиссер рисует зрителю отвратительную картину мира, в котором человек человеку — злейший враг. Это даже не фильм, а скорее некоторое визуальное мнение режиссера на то, что происходило в стране в те годы.

Несмотря на то, что фильм депрессивный и тяжелый, каждый зритель сможет увидеть в нем что-то до боли знакомое, темы которые в поднимаются персонажами близки любому живому человеку, это темы дружбы, любви к стране, службе в армии, истории из молодости и многое другое, надо лишь прислушаться к диалогам и присмотреться повнимательнее.

Сюжет фильма «Зеленый слоник»

Главные персонажи картины: «Братишка» (Владимир Епифанцев), «Поехавший» (Сергей Пахомов),  а также «Охранник» и «Начальник». Клички и звания, довольно распространенные в бандитских и тюремных кругах, а так же силовых структурах.

Действия картины разворачиваются в камере, куда за дисциплинарные нарушения сажают двух младших офицера армии. Попав в небольшое замкнутое пространство к «Поехавшему», «Братишка» понимает, что деться от историй его собрата по несчастью он никуда не сможет и сначала даже с интересом слушает все то, что рассказывает ему единственная живая душа. «Поехавший» все время без остановки говорит на разные темы, в его словах нет логики, взаимосвязи и убеждений.

Если увидеть в персонаже «Поехавшего» образ государства, а в «Братишке» (в его психическом состояние) — армию, то можно провести аналогию между абсурдными действиями «Поехавшего» и огромными потерями российской армии в тот период чеченской кампании, ввиду непродуманных действий военных чиновников. Теряя разум, словно армия теряет своих солдат на войне, «Братишка» просит помощи у «Охранника».
Но он ее не получит, а точнее получит лишь новый приказ, который невозможно исполнить. Ему поручают почистить унитаз с помощью вилки. За образом «Охранника» скрывается образ народа, который должен был следить за действиями как политиков, так и армии в стране. Учитывая политическую и социальную обстановку в тот период, можно понять, что население ввиду многочисленных проблем, было просто не способно помочь армии.

За образом «Начальника», четко прослеживается аналогия с силовыми структурами, слившаяся с структурой криминальной. Далее происходят события, повлекшие за собой смерть всех героев фильма, за исключением «Поехавшего», который остается в живых, что можно обозначить как посыл режиссера, что в конце концов единственным победителем в этой кровавой борьбе будут политики, ввиду их беспринципности и умению быстро мимикрировать к лихой быстроменяющейся обстановке .

Adblock detector