Смысл фильма «Убийство священного оленя» 2017

«Убийство священного оленя» — это фильм Йоргоса Лантимоса, лучшего мастера метафоры в кино нашего времени. Как и в случае с любым интеллектуальным кино, чтобы понять в чем смысл фильма «Убийство священного оленя», нужно иметь некоторый бэкграунд.

В первую очередь нужно знать миф о царе Агамемноне и его прекрасной дочери Ифигении, поскольку сюжет фильма — это именно эта архетипическая история, вписанная в современные реалии. Сюжет мифа в том, что один из величайших мифологических царей древности пошел войной на кораблях. Но он не мог выйти в открытое море, поскольку ветра совершенно не было. Как оказалось, причиной тому была немилость богини охоты Артемиды. Агамемнон случайно убил на охоте не просто лань, а любимицу богини — та разгневалась и установила безветренную погоду. Как бы там не было, бой был важен всей стране, проигрыш был бы полным крахом. Поэтому царь решает искупить кровь кровью — принести священную жертву, но богиня не соглашается на жертву в виде лани или другого животного, она требует самое дорогое, что есть у Агамемнона, самую любимую и красивую из его дочерей. Царь соглашается и, как только девушка восходит в жертвенный огонь, во все паруса начинает дуть попутный ветер. Интересно то, что Ифигения идет на этот шаг не принудительно, она добровольно готова принести себя в жертву за благое дело и за это Артемида спасает ее от гибели, перенеся в свой храм и сделав ее жрицей.

В чем же смысл фильма «Убийство священного оленя»?

Главный герой — доктор-хирург с безупречной репутацией и настолько же безупречной верой в собственную непогрешимость. У него замечательная благополучная семья и, казалось бы, ничто не может предрасполагать к развитию трагического сюжета. Однако, главный герой, Стивен, завязывает довольно странные отношения с неким молодым человеком. По ходу развития фильма можно придумать десятки версий того, кем они другу другу приходятся. От полунамеков на то, что юный Мартин — его внебрачный сын, до того, что он интимная интрижка хирурга. Объяснение же куда человечнее, но страшнее. Мартин — это сын погибшего пациента доктора. Стивен всячески пытается помочь молодому человеку, дарит ему недешевые подарки, но по факту — это попытка откупиться от совести. По сути, Мартин — это даже не герой произведения, а функция — он олицетворяет сверхъестественное божественное наказание, если говорить языком мифов. Или же комплекс вины, если говорить на языке психологов. Врач знакомит свою семью, то есть жену Анну, дочь и сына с молодым человеком. Этот момент является поворотным. Если рассматривать фильм как метафору из области психологии, то Стивен приносит в семью проблему, которая является его профессиональной проблемой. Он необдуманно рушит грань между личным и рабочим пространством.

Семье Стивена Мерфи юноша кажется очень приятным. Дочь главного героя даже влюбляется в него. Однако молодой человек ведет свою игру. Он пытается увести Стивена из семьи, сведя его со своей одинокой матерью. Если переводить с языка метафоры, то это попытка вины полностью заполучить человека в свое распоряжение, изолировав от близких людей. Тот отказывается, ведь он любит свою семью.

Одним утром у сына Стивена, Боба, отказывают ноги.

Именно с этого момента начинается наиболее сильное переплетение сюжета с мифом об Ифигении. Мартин заявляет, что хирург, виноватый в смерти его отца, теперь обязан сделать выбор, кто из его семьи выполнит функцию той самой жертвы — «кровь за кровь».

Затем, с теми же симптомами, в больнице оказывается дочь Ким. Дети не могут есть и находятся на грани смерти. Выбор жертвы (сын, дочь или жена) становится острым, откладывать больше нельзя. Стивен пытается исправить ситуацию похитив Мартина и угрожая убийством, но смерть Мартина повлечет за собой смерть всей семьи.

В этот момент Стивен Мерфи — это царь Агамемнон, выбирающий между жизнью народа (семьи в данном случае) и слишком тяжелой жертвой. В результате он все же убивает своего сына в результате своеобразной «русской рулетки», стрельбы в слепую — он не хочет брать на себя ответственность за жертву и отпускает ситуацию на волю случая.

В конце фильма семья Мерфи снова сталкивается с Мартином. Стивен сжульничал, он не сделал свой выбор, жертва не принята и, кто знает, возможно у истории есть трагическое продолжение.

В заключение можно сказать, что «Убийство священного оленя» — один из сильнейших фильмов 2017 года и смысл фильма в том, что иногда выбор неизбежен и не стоит пытаться обмануть судьбу, оказавшись в таких тяжелых обстоятельствах. Спорная философия, но очень древнегреческая, чем и привлекательна.

Напишите в комментариях свое предположение, о чём фильм «Убийство священного оленя» и какой Вы находите в нем смысл.

Adblock detector